Юношеский кризис

Юношеский возраст является одним из важнейших этапов становления зрелой личности. В этот период происходит взросление человека, его профессиональное самоопределение, усвоение норм отношений между людьми; часто на этом этапе образуются прочные дружеские связи, создаются семьи. Современный, постоянно изменяющийся мир требует от юношей активной жизненной позиции, определенной дерзости духа, умения принимать смелые решения и брать ответственность за свои действия. Таким образом, этот возраст является сосредоточением многих потенциальных возможностей человека, судьба которых часто зависит от поступков и экзистенциальных выборов, сделанных в юношестве.

В этом контексте становление здоровой, самоактуализирующейся и творчески развивающейся личности невозможно без обращения к экзистенциальным проблемам, а также без умения эффективно Юношеский кризис справляться с трудными жизненными ситуациями и кризисами.

Проблема формирования конструктивных стратегий совладания с кризисными ситуациями представляется особенно актуальной в контексте сохранения и поддержания психологического здоровья нации. Так, неумение эффективно использовать свои внутренние ресурсы, недостаточная развитость навыков эффективного разрешения проблем и самопомощи, а также избегание обращения к экзистенциальным проблемам обуславливает наряду с другими факторами возникновение в современном обществе проблем юношеской наркомании, алкоголизации, криминальной активности и суицидального поведения. С другой стороны, осознанный опыт преодоления трудностей в юношестве является основой для формирования конструктивных стратегий совладания со стрессами и кризисными ситуациями в зрелости, а значит, - способствует профилактике отклоняющегося поведения, успешной адаптации и развитию личности Юношеский кризис.

Примечательно, что у юношей и девушек 18-21 г. существуют 3 общих способа преодоления кризисной ситуации, связанных с отношением к экзистенциальным данностям:

· эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегий и внутренних ресурсов;

· неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;

· уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к Юношеский кризис экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом.

Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Проведенные исследования подтвердили предположение о том, что эффективность совладания с кризисными ситуациями определяется не столько быстротой их преодоления, сколько глубиной внутренней проработанности собственных переживаний, попыткой использовать возникшую проблему для собственного роста и развития, осознанием экзистенциального контекста кризиса.



Результаты исследований убедительно доказывают необходимость и актуальность психокоррекционной, профилактической и просветительской работы с юношами и Юношеский кризис девушками, в том числе в рамках образовательной среды. Основными направлениями такой работы является активное обучение, например, в тренинговой форме с использованием групповых и индивидуальных заданий, дискуссий, мини-лекций, арттерапевтических и др. методов. Основными целями подобной работы должно стать обучение эффективным копинг-стратегиям, различным способам самопомощи, навыкам рефлексии, использованию внутренних и внешних ресурсов, принятию ответственности за себя и свою жизнь, умению находить смысл в кризисных ситуациях, а также обращение к экзистенциальным данностям.


documentaqtfifx.html
documentaqtfpqf.html
documentaqtfxan.html
documentaqtgekv.html
documentaqtglvd.html
Документ Юношеский кризис